Вопросы и ответы

Какие основные признаки финансовой пирамиды?

В настоящее время в российском законодательстве определение «финансовой пирамиды» отсутствует.

Несмотря на это, Центральный банк Российской Федерации выделяет следующие внешние признаки, свидетельствующие о том, что организация или группа физических лиц является «финансовой пирамидой»:

  • выплата денежных средств участникам из денежных средств, внесенных другими вкладчиками;
  • отсутствие лицензии ФСФР России (ФКЦБ России)[1] или Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств;
  • обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень;
  • гарантирование доходности (что запрещено на рынке ценных бумаг);
  • массированная реклама в СМИ, сети Интернет с обещанием высокой доходности;
  • отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации;
  • отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов;
  • отсутствие точного определения деятельности организации.

Но чаще всего под финансовой пирамидой понимается мошенничество, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, а также другие преступления, связанные с хищением денежных средств у населения путем обещания имущественной выгоды, получаемой:

  • исключительно за счет привлечения денежных средств от иных лиц;
  • от инвестиций в финансовые или материальные активы либо проекты, заведомо неспособные обеспечить такую выгоду;
  • от инвестиций в финансовые или материальные активы либо проекты без намерения их осуществления.

Прежде всего, пострадавшим от деятельности «финансовой пирамиды» необходимо обратиться в правоохранительные органы.

Для возможной компенсации похищенных денежных средств рекомендуем также обратиться в Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (105187, Москва, Измайловское шоссе, д. 71, стр. 8; тел: (495) 741-00-74, 989-72-80).

Если вы выявили признаки «финансовой пирамиды» в деятельности какого-либо юридического или физического лица, вы можете направить информацию об этом в правоохранительные органы и/или в любое территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации по месту регистрации (деятельности) предполагаемой «финансовой пирамиды».

Адрес для направления корреспонденции в Центральный аппарат Банка России: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.

Телефоны контактного центра Банка России: 8 800 250-40-72 (для бесплатных звонков из регионов России); 8 495 771-91-00 (круглосуточно, по рабочим дням).

Адреса и телефоны территориальных подразделений можно узнать на сайте Банка России (www.cbr.ru), раздел «Банк России сегодня»/ «Организационная структура»/ «Территориальные учреждения Банка России».

Вы также можете направить электронное сообщение в Интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru/reception или зайдя на соответствующую страницу через гиперссылку в разделе «Контактная информация».

Дополнительно[2]

Банк России выделяет несколько внешних признаков, по которым можно определить «финансовую пирамиду», и выделяет пять основных видов пирамид.

  1. Проекты, не скрывающие, что они являются «финансовыми пирамидами». Как правило, такие проекты строятся на принципах сетевого маркетинга, когда доход участника формируется за счет вложений новых привлекаемых им участников. На сайтах таких «финансовых пирамид» довольно логично и убедительно раскрывается механизм таких проектов. Основным аргументом организаторов является развитие российского и мирового Интернет-пространства, которое, по расчетам организаторов «финансовых пирамид», должно позволить еще долгие годы привлекать новых участников и тем самым зарабатывать деньги. Классическим примером такого рода «финансовых пирамид» является проект «МММ».
  2. «Финансовые пирамиды», позиционирующие себя как альтернатива потребительскому и ипотечному кредиту. Такие структуры рассчитаны на заемщиков, которым отказали другие финансовые учреждения. Клиентам предлагаются различные программы, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков и т.п. Обычно проценты по таким займам существенно ниже банковских ставок по кредиту. При этом привлечение денежных средств от населения осуществляется в виде первоначальных взносов по оплате займов, составляющих от 5 до 20% общей суммы.
  3. Различного рода проекты, работающие под видом микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и ломбардов. Чаще всего такие организации привлекают денежные средства от населения в виде займов или путем продажи им различных векселей с целью дальнейшей выдачи займов своим клиентам под более высокий процент. Такие проекты могут существовать в виде виртуальных бирж, обеспечивающих взаимодействие лиц, желающих взять и дать займы.
  4. «Финансовые пирамиды», предлагающие услуги по рефинансированию и/или софинансированию кредиторской задолженности физических лиц перед банками и микрофинасовыми организациями. Схема их деятельности заключается в том, что клиент передает компании денежные средства, составляющие около 30% суммы взятого им ранее в финансовой организации кредита или займа, а компания обязуется уплатить банку или микрофинансовой организации всю сумму обязательств клиента.
  5. Разновидностью «финансовых пирамид» является деятельность псевдопрофессиональных участников финансового рынка, активно рекламирующих свои услуги по организации торговли на рынке Форекс.

Организации, физические лица или публичные проекты, являющиеся «финансовыми пирамидами», чаще всего обладают одним или сразу несколькими внешними признаками, такими как:

  • массированная реклама в СМИ, Интернете, в том числе социальных сетях, с обещанием высокой доходности, значительно превышающей рыночный уровень;
  • организация бизнеса на принципах сетевого маркетинга, когда доход участника (инвестора/вкладчика) формируется за счет инвестиций/вложений новых, привлекаемых им участников;
  • отсутствие точного определения деятельности организации, физического лица или публичного проекта (заявление об уникальной деятельности);
  • наличие предварительных (специальных) взносов для последующего участия в деятельности организации или проекта;
  • гарантирование доходности (запрещено на рынке ценных бумаг);
  • использование в наименовании, символике, рекламных объявлениях слов и словосочетаний или символики, делающих их похожими на известные компании, бренды (банки, микрофинансовые организации);
  • неспособность подтвердить направления размещения привлеченных средств и информацию об этом;
  •  – привлечение средств населения в различного рода программы, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков, товаров народного потребления и т.п., выступающие в качестве альтернативы банковскому кредиту;
  • регистрация организации в офшорной юрисдикции (Кипр, Сингапур, Сейшельские острова и т.п.), если финансовая пирамида организована в форме юридического лица;
  • отсутствие публичного офиса или наличие исключительно номинального офиса, например по месту регистрации юридического лица или по месту проживания физического лица;
  • организация (финансовая пирамида) зарегистрирована за несколько месяцев до начала активной деятельности по привлечению средств, имеет минимальный уставный капитал, единственного учредителя и руководителя или учредителя и руководителя, являющего массовым (подставным) учредителем юридических лиц, например по данным ЕГРЮЛ ФНС России или базы данных СПАРК Интерфакс;
  • отсутствие лицензии ФКЦБ/ФСФР России или Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств или иной лицензии.

 

Особенности предлагаемого к заключению договора:

  • основанием для привлечения денежных средств от населения выступает уникальный договор, не имеющий широкого распространения в финансово-хозяйственной практике, например договор финансирования или договор целевого финансирования;
  • договор сформулирован таким образом, что у организации, физического лица или публичного проекта отсутствуют какие-либо обязательства перед инвестором (вкладчиком) денежных средств;
  • договор сформулирован таким образом, что возврат инвестором (вкладчиком) денежных средств становится невозможным даже в случае прекращения договорных отношений и невыполнения обязательств со стороны организации, физического лица или публичного проекта.

Информация в сети Интернет на сайте организации:

  • сайт организации некачественный (дешевый), часто размещенный на бесплатных (дешевых) хостинговых площадках;
  • сайт организации зарегистрирован в офшорной юрисдикции и при этом содержит информацию только на русском языке;
  • отсутствие на сайте учредительных документов, если финансовая пирамида организована в форме юридического лица;
  • отсутствие на сайте какой-либо информации о финансовом положении организации (отчетов, балансов и т.п.);
  • анонимность – отсутствие на сайте конкретной информации об учредителях и руководителях организации или проекта (фамилия, имя, отчество, биография);
  • отсутствие информации о собственных основных средствах, других дорогостоящих активах.

При оценке организации, физического лица или публичного проекта следует учитывать, что наличие вышеуказанных признаков лишь косвенно свидетельствует о том, что это финансовая пирамида (каждая финансовая пирамида обладает одним или несколькими указанными признаками, но не каждая организация, физическое лицо или публичный проект с указанными признаками является финансовой пирамидой).

 

[1] Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) соответственно. ФСФР России была упразднена 1 сентября 2013 года служба, и её функции переданы в ведение Банка России (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 645).

[2] По материалам Банка России «Финансовые пирамиды». //www.cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/protection/m_scam.html

Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках контракта № FEFLP/QCBS-4.13 " «Исследование потребностей Роспотребнадзора и потребителей финансовых услуг в информатизации взаимодействия, а также разработка концепции, проектирование, адаптация и апробация системы дистанционного взаимодействия»"